Городецкая роспись. Информация

  • 18.04.2024

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эти цветочные трафареты картинки-раскраски позволяют создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое.

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов

Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.

В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.

Что могли украшать городецкие прялки?

  • Сани.
  • Сундуки.
  • Шкатулки.
  • Мебель.
  • Предметы обихода и т. д.

Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.

Цветочным мотивам в данном ремесле отдавалось особое предпочтение. Также рисовались животные, например, львы или быки.

Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.

Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.

Для детей в саду, подготовительной группы и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, распечатать которые можно в интернете, например, изобразить её на асфальте.

Галерея: городецкая роспись (25 фото)















Городецкая роспись: урок (видео)

Городецкая роспись: основные элементы пошагово

Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.

Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.

Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:

  • Широкие мазки кистью.
  • Тонкие линии конкой кисточкой.
  • Виртуозны штрихи средней кистью.

Для такой росписи необходимы специальные краски

На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.

Схема работы следующая:

  1. Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
  2. Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
  3. Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
  4. Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
  5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
  6. Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
  2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
  4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
  6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком. Для такой работы отлично подойдет разделочная доска.

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Узоры городецкой росписи для старшей группы

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребёнок не сможет справиться с ней, то ему будет скучно. Для начала можно провести знакомство с данной техникой рисования, записать конспект. Презентация не займет много времени, зато ребенок будет знать все азы. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок. Благодаря такой городец росписи можно создать закладку для книги. Это увлекательное занятие, аппликцация всегда быстро заинтересовывала детей.

Способ рисования:

  1. В работе будут использованы белые, красные, коричневые и зелёные краски. Рисовать дети должны либо на досках из дерева, либо на деревянных не глубоких тарелках.
  2. Карандашом следует наметить центр композиции и её размер.
  3. Затем можно приступать к прорисовке цветка. В центре рисуется маленький красный круг. Затем красная краска смешивается с белой для того, чтобы получился розовый цвет. Розовым рисуется ещё один круг, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, у цветка получается разноцветная середина.
  4. Лепестки делаются зелёной и коричневой красками. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
  5. Можно соединить зелёную краску с белой для получения более светлого зеленоватого цвета. Им можно прорисовать лепестки изнутри. Данная прорисовка выполняется тонкой кисточкой.

В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи

Завершает работу лаковое покрытие поверхности.

Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

Мастер-класс:

  1. Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
  2. Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
  3. У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
  4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.

Городецкая роспись - это замечательная техника рисования, которая была создана именно в России. Часто даже в детских садах проходят уроки по искусству изображать предметы и животных в неповторимых ярких цветах с элементами сказки.

История городецкой росписи

Обычно городецкой росписью украшали деревянные изделия. Так как изначально это и был народный промысел рисования по древесине Нижегородского края.

Свое развитие он получил во второй половине 19 века, недалеко от деревни Городец, отсюда и название. Лесов в той местности было много, так что материал выходил дешевым. А из него, в свою очередь, изготавливали детские игрушки, мебель, дома и многое другое. Для украшения деревянных предметов использовали роспись, которая не обходилась без ярких гирлянд из цветов.

Так постепенно перенеслась почти на все предметы быта людей. А изображения различных сказочных сюжетов и пестрых цветов придавали картинам особенный запоминающийся сюжет.

Сейчас эта техника по-прежнему популярна. Вы с легкостью найдете предметы мебели, особенно детской, украшенные пышными цветами. А так как элементы достаточно крупные, то воспитатели в детских садах стали использовать во время творческих занятий поэтапное рисование городецкой росписи.

Элементы и техника их исполнения в городецкой росписи

Настоящие мастера городецкой росписи, в первую очередь, обращают внимание на постановку руки во время работы. Кисть держать требуется только вертикально, чтобы она без препятствий могла вращаться между пальцев (большим, указательным и средним). При правильной постановке все элементы росписи даются без особых усилий.

Выполняется работа по росписи в два этапа:

  • подмалевок;
  • оживки.

Для подмалевка используют большие кисти, заполняют сразу всю фигуру. Например, всех коней целиком покрываются черной краской, кроме сбруи. Выполнение такого приема доступно даже для пятилетнего ребенка. Главное в нем - это размазать краски ровным и тонким слоем, чтобы не оставалось просветов.

Оживка - прием, с помощью которого набросок рисунка превращается в картину. При этом кисти используют тонкие (художественные). Работают только с черной и белой краской, в отличии от подмалевка, где приемлем любой цвет. Обмакивают только кончик, и все детали выполняются аккуратно.

Оживкой наносят различные точки и завитки, которые помогают оживить картину. Но у них есть строгие правила исполнения. Например, наносить можно только дуги, точки, штрихи и капельки. Главное касаться только окончанием кисти работы, чтобы мазки получались ровными и красивыми.

Абсолютно все элементы городецкой росписи наносятся без предварительного эскиза карандашом. Именно поэтому каждая работа получается индивидуальной.

Как изобразить цветы в городецкой росписи

Чтобы картины получились особенно хорошо, рассмотрим поэтапное рисование городецкой росписи на примере цветов. Они считаются символом здоровья.

Чтобы достаточно хорошо овладеть техникой городецкой росписи, достаточно научиться рисовать четыре цветка. Выполняется работа в три этапа, в отличие от остальных элементов:

  • подмалевок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Пока вы учитесь, а так же если работу выполняют малыши, можно использовать карандаш в технике рисования "городецкая роспись". Поэтапное рисование для детей, да и для взрослых, будет выглядеть следующим образом:

  1. Нанесите на лист бумаги карандашом четыре круга (три одинаковых и один поменьше)
  2. Возьмите тонкую кисть и поставьте вишневой краской круглые пятна (в первых двух - сбоку, а в оставшихся - посередине)
  3. Используя эту же краску, на первом кругу рисуем дугу с краю. Чтобы правильно ее навести, держите кисть перпендикулярно листу бумаги. Едва касаясь, начинайте рисовать, потом делайте нажим, а завершайте опять тонкой линией.
  4. На втором круге рисуйте такую же дугу, но уже не по краю, а внутри. А с краю располагайте лепестки. Делайте их так же, как и предыдущий элемент, только меньшим размером.
  5. На третьем круге лепесточки распределяйте уже по окружности.
  6. В четвертом дорисовывайте капельки методом промакивания. Располагать их надо по радиусу вокруг центрального пятнышка.

Когда вы научились рисовать элементы отдельно, переходим к изготовлению цветка:

  1. Вначале рисуем подмалевки - большие пятна краски в виде круга. Берем любой цвет, обычно это розовый или голубой.
  2. На эти круги наносим один из выбранных узоров, которые учились рисовать - это этап наведения лепестков.
  3. Теперь завершаем работу оживками. Выполняются они на цветах белой краской. Делаем аккуратные прорисовки или ставим точки, чтобы оживить узор.

Изображение цветов - это основа стиля "Городецкая роспись". Поэтапное рисование в детском саду таких узоров принесет детям много радости и научит их аккуратности, так как все надо выполнять без эскиза, а дуги и оживки делать с особой точностью.

в группе детского сада

Как мы уже говорили, городецкая роспись прекрасно подойдет для детей. Рассмотрим, как провести поэтапное рисование городецкой росписи в старшей группе детского сада.

Для начала расскажите детям, что вообще такое городецкая роспись и покажите иллюстрации. Для того чтобы им было легче выполнять работу, делайте ее вместе, рисуя на листе, прикрепленном к доске. Начинаем:

  1. Рисуете тело, похожее на две капельки, которые смотрят в разные стороны и соединены палочкой.
  2. Далее прорисуйте голову. Усложнять ее не надо, берете овал, пририсовываете ушки и вытянутую мордочку.
  3. Теперь ноги. Небольшие треугольники в нужных местах, от них палочки и на конце тоже треугольники (копыта).
  4. Изображаем гриву и хвост желтой краской, используя полукруги в работе.
  5. Рисуем седло (цвет дети выбирают сами).
  6. Прорисовываем глаза, уздечку и украшаем седло.

Это было поэтапное рисование коня. Городецкая роспись поможет ребятам стать аккуратнее и разовьет их творческие способности. А также вы сможете поближе познакомить юных художников с геометрическими фигурами.

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Особенно интересным для ребятишек в детском саду будет поэтапное рисование городецкой росписи на деревянной доске в подарок родителям. Вы можете заранее попросить воспитанников принести из дома заготовки для работы. А само занятие построить следующим образом:

  1. Рассказываем немного из истории городецкой росписи.
  2. Определяем центр каждой досточки, ставим там точку карандашом.
  3. Рисуем круг выбранным цветом.
  4. Когда он подсохнет, сверху наносим лепестки (выбираем один вариант цветка для всех).
  5. Немного подождав, берем тонкую кисть и наносим прожилки белым цветом.
  6. Оставшееся пространство разрешаем дополнить завитками.
  7. Контур доски прокрашиваем сплошной полосой того же цвета, что и цветок.

Такое занятие принесет ребятам массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Порекомендуйте покрыть доску лаком дома вместе с родителями, чтобы краска не осыпалась со временем.

Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи

Если вы планируете провести поэтапное рисование городецкой росписи с вашими воспитанниками, не забывайте:

  1. Сначала сами выполняйте все элементы.
  2. Выбирайте одинаковый узор для всех.
  3. Если видите, что у кого-то не получается, помогите.
  4. Не забывайте хвалить ребят в процессе работы.
  5. Помните, что основа городецких узоров - подмалевок, который выполняется одним цветом, и не должно оставаться пробелов, а оживки выполняются тонкой кистью.

Городецкая роспись - это рисунок элементов сказки, так что детям такая работа точно придется по вкусу.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем.
Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Панно. "Мой любимый Городец". Колесникова

Панно"Улица купеческая"Колесникова

Панно"Гуляй слобода" Колесникова

Панно"Городец хлебосольный" Колесникова

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.

Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Марина Белова..Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Марина Белова.Поставецы.Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Поднос М.М. Белова. Дерево, городецкая роспись.2005г.

Комплект карточек. Наглядные пособия для начальной школы.

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.


Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

v История промысла

Особенности формы

v Образы и сюжеты

v Орнамент

v Этапы изготовления

v

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

(выступление на семинаре-практикуме педагогов д/с)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

  • История промысла

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица). Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью.

Изначально прялки делали с использованием элементов инкрустации, т.е. сочетания двух пород деревьев, отличных по цвету. В основной доске делали резьбу, куда вставляли различные фигурки из мореного дуба. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец, нанося сказочные, красивые цветы. Постепенно они вытеснили трудоемкую работу с резьбой и стали основой для развития отдельного промысла - городецкая роспись.

В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота.

Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи : чаепития , гулянья , сценки из жизни , персонажи сказок , сцены войны .

1890-е гг. - расцвет городецкого промысла. Он просуществовал около 50 лет и к н. 20 века пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось.

Возрождение городецкой росписи началось с 1935 года . Постепенно были открыты общественные мастерские, организовано профессионально обучение художников, расширен ассортимент расписных изделий.

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец » , а с 1960 года она была преобразована в фабрику «Городецкая роспись ».

  • Особенности формы

Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта. Сейчас художники расписывают более 50 наименований изделий: вазы, шкатулки, подставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, погремушки, яйца, конфетницы, игрушки, хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, полочки, кухонные шкафчики, детскую мебель и прочие предметы обихода).

Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и функциональные, активно использующиеся.

С 1995 г. возрождена технология старинной иконописи 14-15вв. (иконы пишутся на липовой доске, иконы на камне).

Городецкие мотивы можно встретить в оформлении книг. Популярно выполнение городецкой росписи на стенах, колоннах, бордюрах.

  • Образы и сюжеты

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью . В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены.

Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства, пышный парад костюмов. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки - вот набор образов , создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля.

Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных . Особенно часто изображение разных вариантов птиц: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Самое же примечательное в Городце – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи :

  1. цветочная роспись . В ней могут использоваться такие типы орнамента как: «Букет», «Гирлянда, «Ромб», «Цветочная полоса», «Венок»;
  2. цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» - может быть симметричной и ассиметричной;
  3. сюжетная роспись. Может встречается роспись в 2-3 яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть представлена в виде цветочной полосы.
  • Орнамент

В росписи значительное место занимает орнамент.

В городецкой росписи Орнамент образуют различные элементы – геометрические, растительные, животные.

Говоря о растительных элементах городецкой росписи, нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок и являются в городецкой росписи символом здоровья и процветания. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.

Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.

Основными геометрическими элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.

  • Этапы изготовления

Городецкая роспись, в отличие от жостовской, не требует предварительной обработки поверхности и совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета.

Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа.

Первый - подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Выполняется широкой плоской кистью.

Второй этап - теневка (или оттенок ), т.е. нанесение скобки.

Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным цветом того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность.

  • Ознакомление дошкольников с росписью

Знакомство с городецкой росписи начинают со старш. дошк. возраста.

Основные задачи, решаемые при обучении детей декор. рисованию:

Педагогические средства , рекомендованные для решения этих задач представлены на слайде.

  • Первое знакомство направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором . Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании обращается внимание, во-первых , на особенности городецкой росписи, во-вторых , на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих , необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи.

На этом же занятии проходит , дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки .

  • Далее знакомим детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма . Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
  • Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками и кустиками, с городецкой купавкой, с городецким фазаном (петух), городецкой лошадкой.

В работе можно использовать различные рабочие тетради (одна из которые есть у нас в детском саду), раскраски, шаблоны.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных, творческих и интеллектуальных способностей.

для воспитателей)

Работу необходимо начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях городецких узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной городецкой росписи, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:

  1. Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
  2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.
  3. Сформировать навыки технического исполнения городецкой росписи.
  4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
  1. Беседы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Дидактические игры.
  4. Специально организованное обучение в форме занятий.
  5. Работа с родителями.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.

Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.

Работу по обучению детей рисованию городецким узором необходимо проводить в следующей последовательност и:

  1. Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью.
  2. Сформировать у детей навыки рисования городецких узоров.

Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

  • Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание:

Во-первых, на особенности городецкой росписи,

Во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий;

В-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов городецкой росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи , дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.

Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

  • На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.

  • Далее проводится НОД согласно перспективному плану :

Знакомство с Городецкой росписью.

  • Городецкий розан.
  • Городецкие листики и кустики.
  • Городецкие купавки.
  • Городецкий узор - доска.
  • Городецкий фазан (петух)
  • Городецкая лошадка.

Целью данных занятий является обучение технике рисования городецкой росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться Городецкой росписью, ее узорами и красотой.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки . Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.

На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.

Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.

Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок.

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.

Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры , развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.

  • Парные картинки .

Задачи: продолжить знакомить детей с городецкой росписью; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

  • Декоративное домино.

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы городецкой росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

  • Собери целое.

Задачи: закреплять знания детей о городецком промысле; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

  • Найди пару.

Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них городецкую; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении городецкой росписи.

На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.

На следующем родительском собрании рассказать об истории городецкого промысла, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться рисовать городецкие цветы, лошадок, птиц.

Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми городецкие узоры и играя в дидактические игры.

С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.

Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями городецкой росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на городецких изделиях, иллюстрациях с изображением городецкой росписи. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.

И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки городецкой, а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Цвет:

* - знает цветовую гамму для городецкой росписи;

**-знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;

***-не знает цветовую гамму городецкой росписи.

Форма:

*- рисует простые и сложные элементы городецкой росписи, узор передает точно;

** - рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;

*** - рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.

Простые элементы: точка, прямая линия, круг.

Сложные элементы: капля, дуга, волнистая линия.

Умение работать кончиком кисти:

*- хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;

** - умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;

*** - не умеет работать кончиком кисти.

Композиция:

* - ребенок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы городецкой росписи;

** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;

***-скученное изображение.

Характер линии:

* - плавная без отрыва;

** - прерывистая;

*** - не получается.

Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора:

*- плоскостной силуэт, кисть, тычок;

** - плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;

*** - простой лист, тычок.

Уровень самостоятельности выполнения работы:

*- самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;

** - необходима частичная (небольшая) помощь педагога;

*** - не может выполнить работу.

Творчество:

* - самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;

** - составляет композицию, но для этого ребенку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;

*** - рисует только то, что видит, нет творческой активности.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

Занятия, проведенные о городецком промысле, дидактические игры по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.