Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки

  • 10.01.2024

Филимоновская игрушка - разновидность национальных художественных промыслов, которыми весьма богата наша страна. Ее родиной является Тульская область, Одоевский район. Деревня Филимоново, где в середине прошлого столетия несколько мастериц возродили традиции едва не утраченного ремесла, дала ему свое имя. Есть также легенда о беглом преступнике Филимоне, который скрывался в этих местах. Он-то якобы и научил односельчан лепить фигурки из глины.

Возникновение промысла

В этих краях начали делать в середине XIX века. Но слава о мастерстве местных гончаров распространилась задолго до этого. Еще в XVI веке белую глину, добываемую здесь, стали использовать для изготовления посуды. Промысел укоренился, появились целые династии, специализирующиеся на гончарном деле. Постепенно сложилось неписаное правило: посуду делали исключительно мужчины. А женщины взяли на себя лепку игрушек и положили начало

Особая форма филимоновской игрушки

Изделия одоевских мастериц славятся на всю страну своими тонкими, изящными формами. Но мало кто знает, что их внешний вид не случаен. Дело в том, что местная глина имеет очень жирную и мягкую текстуру. Во время сушки она начинает трескаться и деформироваться, поэтому мастеру приходится разглаживать и выравнивать фигурки мокрыми руками. От этого игрушки приобретают непропорциональные, вытянутые формы, что и делает их необычными и легкоузнаваемыми.

Филимоновская игрушка. Образы, сюжеты и роспись

Условно филимоновские игрушки можно разбить на четыре тематические группы. Их особенности представлены в таблице ниже.

Типы игрушек
Вид Состав группы Описание
Люди Барыни и кавалеры. У первых в руках птицы или дети, вторые изображаются верхом или с музыкальными инструментами. Фигуры монолитные, с малым количеством деталей, часто имеют конусообразную форму, снизу широкие (барыни - за счет пышной юбки, кавалеры - за счет грубых сапог), далее вытянутые и узкие. Голова составляет единое целое с шеей и украшена затейливым головным убором.
Животные Преимущественно домашний скот (лошади, коровы, бараны). Все животные имеют вытянутые фигуры и тонкую шею, переходящую в непропорционально маленькую голову. Отличить одного зверя от другого можно только по форме рогов: у коровы они торчат полумесяцами, у оленя ветвятся, а у барана - закручены в спираль.
Птицы Павлин, курица, утка, петух и т. д. Птицы, как и животные, отличаются удлиненной конусообразной шеей, заканчивающейся маленькой головой.
Композиции Свидание влюбленных, чаепитие, карусель и т. д. чаще всего изображают сценки из жизни обычных людей: свидание, семейное застолье, посиделки на лавочке, катание на лошадях. Но есть и символические композиции, например, Георгий со змеей, жизненное древо, карусель.

Почти все филимоновские игрушки являются свистульками. Исключение составляют петухи и индюки.

При обжиге местная глина «синька» дает красивый и ровный белый цвет, поэтому грунтовать фигурки перед нанесение узора не требуется.

Для росписи используются анилиновые краски, которые имеют яркие насыщенные цвета. Количество оттенков невелико: желтый, красный, зеленый. Тем не менее, изделия получаются очень пестрыми и веселыми.

Технология росписи филимоновской игрушки довольно проста. Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

Традиционные узоры

Для разных используются разные элементы филимоновской росписи. У животных и птиц грудь обычно закрашивается одним цветом, чаще всего малиновым или зеленым. Затем по контуру наносится несложный орнамент, состоящий из разноцветных полос, капель, веточек. Головы также могут быть покрыты одним цветом или остаться белыми. Глаза намечаются схематично, могут и вовсе отсутствовать.

Фигуры людей одеты очень нарядно: дамы - в пышные яркие юбки, кавалеры - в пестрые штаны. Рубахи у тех и у других чаще всего однотонные, с орнаментом по периметру, изображающим украшенные вышивкой воротники и широкие пояса. Лица у них остаются белыми, глаза намечаются голубой краской, губы - красной или малиновой.

Символика филимоновских узоров

Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева.

Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.

Схематично изображенные веточки, елочки обозначают преемственность поколений, неустанный рост.

Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня ассоциируется с берегиней, хранительницей дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника или же кормителя семьи - землепашца, птица - символ счастья, конь - богатства и т. д.

История развития промысла

XIX век - время большой популярности игрушек-свистулек и филимоновской росписи. был известен во всей России и за ее пределами. Но в начале XX века наступил период кризиса. Ремесло оказалось почти на грани исчезновения, осталось лишь несколько хранителей, которые не бросили свое дело.

В середине прошлого века интерес к искусству филимоновской росписи начал постепенно возвращаться, достигнув нового пика в 80-е годы. В это время усилиями нескольких энтузиастов была организована творческая группа, в состав которой вошли потомки хранителей ремесла и выпускники художественного училища из Абрамцево.

С начала 90-х годов в Одоевской школе искусств был открыт спецкурс «Филимоновская игрушка». Техника лепки, тайны росписи, символика филимоновских узоров - эти и другие темы освещают на своих занятиях муж и жена Кехаиди. Обучение длится 4 года. Выпускники получают звания мастеров.

В 2009 году состоялось открытие Музея филимоновской игрушки, где хранятся материалы о мастерицах прошлого, некоторые примеры их работ, а также лучшие образцы филимоновского промысла.

Изучение промысла на уроках ИЗО

Следует отметить, что занятия по филимоновской росписи проводятся во многих школах России. Ведь промысел имеет не только местное, но и общероссийское значение, демонстрируя богатство и разнообразие русской культуры.

Элементы росписи дети осваивают легко и с большим интересом. В ней нет узоров, сложных по технике исполнения. Обладая минимальным набором навыков и творческим воображением, можно создать необыкновенно живые и яркие рисунки.

Главное, что должен объяснить педагог, - это то, что роспись делается в несколько этапов:

  1. Сначала фигурку «желтят». Краска наносится на белый фон толстой кисточкой. Отдельные части игрушки можно полностью закрасить желтым, а можно покрыть широкими полосами и большими кругами. Это основа для всего последующего рисунка.
  2. Затем следует взять красную или малиновую краску и более тонкую кисточку. Наносится узор из линий. Широкие желтые полосы можно обвести по периметру, а круги украсить веточками или лучиками.
  3. Зеленый, голубой или бирюзовый цвет наносится в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисть. Узором из линий, точек, капель следует заполнить оставшееся свободным пространство.
  4. Стоит обратить внимание ребят на то, что у людей лица остаются белыми, а у животных могут быть закрашены любой краской. Глаза и рот изображаются схематично.

Этот промысел составляет часть культурного наследия нашей страны. Наряду с дымковскими, каргопольскими, богородскими, филимоновские игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верования славян. Не случайно иностранные туристы любят покупать их в качестве сувениров.

Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.

История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.

Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду. Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали - из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.

Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.

В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

  • танцующие солдаты и барышня - их называли люботой;
  • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
  • Иван, который поймал Жар-птицу;
  • чаепитие - образ, связанный с появлением тульских самоваров.

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи - барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы - филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей - в птице, которую они держат подмышкой.

Символика цветов и узоров

Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:

  • окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
  • треугольники - это символы земли;
  • зигзаги олицетворяют воду;
  • елочки - трава и деревья.

Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:

  • жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
  • красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
  • зелёный обозначает природу и возрождение жизни.

Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

  1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
  2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
  3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают - следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи - белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

Занятия в детском саду

Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки - на нем проще всего учиться росписи.

Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.

Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.

Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).



Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача.

Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.

Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. Для русских игрушек характерны сюжеты с изображениями женской фигуры, домашних животных, птиц, всадника и т.д. Такие керамические изделия лепили в основном женщины и дети. Сначала игрушка была предметом культа, затем ее стали делать на забаву, на радость, для ярмарок и праздников.

Лепка игрушки была и своеобразным семейным отдыхом. Игрушки лепили с песнями, шутками и прибаутками. Поэтому игрушки получались такими добрыми и яркими, забавными и красивыми. У керамистов-игрушечников издавна существует правило – не лепить злую игрушку и игрушку с «грустным лицом».

В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.

Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.

Николай Васильевич Денисов

Творчество

Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.

С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.

Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.

Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново

В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.

При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново».

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

История создания филимоновской игрушки

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.

Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.

Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.

Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

Владимир Лазарев

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Но почему она занималась именно игрушкой, потому что она хотела детей позабавить, я так предполагаю, а потом лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.

Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что начиная с 7 лет уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

Особенность филимоновской игрушки

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.


Филимоновская игрушка – свистулька «Олень с гармошкой». Яркая и очень самобытная филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Роспись филимоновской игрушки

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Символы


Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.

Есть предположение, что в самой композиции филимоновской игрушки, принципах создания «записаны» представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.

В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств - плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей - леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный - солнца, зеленый - жизни, белый - гармонии, синий - небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы - обереги, игрушки - и стали предметами домашнего ремесла.



Филимоновская игрушка – свистулька «Медведь с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.



Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.



Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.



Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.


Филимоновская игрушка – свистулька «Барыня с коромыслом». Барыня также является самой узнаваемой фигурой филимоновского промысла. Плавные линии фигуры, выразительное лицо, яркие цвета. Кружочки на юбке являются символом солнца.

Работы народных мастеров

Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Одна из мастериц, Елена Кехаида, с любовью рассказывает о филимоновской игрушке

Е.И.: Она такая ярмарочная, добрая игрушка. Многие игрушки пропали с лица земли. Ведь в древности возле каждого глиняного промысла была игрушка. Производство посуды, а возле него глиняная игрушка. А наша игрушка осталась. Она передавалась из руки в руки. Секреты изготовления филимоновской игрушки передавались от бабушек к внучкам, от внучек к правнучкам. Филимоновской игрушке повезло тем, что её изготовление почти не прерывалось. Времена были разные. Но не лепили её только два года, когда была немецкая оккупация Филимоново.

В 70-е, 80-е годы она перебралась в Одоев. Во времена Хрущева были тяжелые времна для игрушки, был запрет на её изготовление.

Инспектора по ночам специально приезжали к мастерам, искали игрушки и конфисковывали.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.

В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве - поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. «А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаида. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Чтоб молодёжь-то нынешняя поменьше нехороших отвлечений имела от дел важных, да кто, может, и игрушку филимоновскую сам смастерит. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает».

Принцип лепки 700 летней давности. Она лепится определенным образом. Определенные пальцы делают определенную работу, игрушка строится определенной схемой. Лепка осуществляется снизу вверх. Как бы перегоняя глину из тех частичек, которые идут вверх лепится то шейка, то хвостик, то свисточек, то лапка. И всё это так отлажено, лаконично все продумано, что идеальнее не бывает. Это всё веками заточено, отточено. Оттого игрушка лепится именно характерным образом. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и для чего-то сохраняется. Мне кажется игрушка нужна и если бы она была плоха, несла бы языческую, какую-то темную сторону, Господь её давно убрал. Потому что ни к чему такая игрушка. А эта игрушка радостная.

Николай Васильевич Денисов

Филимоновская игрушка

Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.

Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.

Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку всего несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла.

Школа искусств

В Одоеве работает школа искусств, в которой два класса филимоновской игрушки и керамики ведут народные художники России - супруги Кехаиди. Они уже обучили мастерству лепки около трех сотен ребят.

Фестиваль «Поляна»

С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Проводится мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. «Поляна» по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам «Песни родины Даргомыжского» или «Тургеневскому лету», что проходит в Чернском районе.

Заслуга энтузиаста К. Н. Кехаиди и его добровольных помощников: в первую очередь, жены и соратника Е. И. Кехаиди, а также специалиста комитета культуры Л. Н. Селиверстовой, преподавателей школы искусств С. Е. Ждановой, С. А. Любчиковой - идея проведения фестиваля

На семь дней в палаточный лагерь съезжаются глиняных дел мастера и подмастерья из столицы, Московской, Тульской, Калужской, Рязанской областей. Проводится фестиваль народного творчества уже более десяти лет.

Константин Николаевич Кехаиди стал инициатором проведения традиционных фестивалей под оригинальным названием «Поляна», которые проходят под деревней Филимоново, на берегу реки Упы.

Как говорит К. Н. Кехаиди, вся затея держится на чистом энтузиазме. Людей материально нечем, к сожалению, заинтересовать. Спасибо районной администрации, что выделяет средства на проведение лагеря, были сделаны необходимые хозяйственные приобретения. Но этого недостаточно. Гости делают небольшие взносы, а о проживании и питании должны позаботиться сами.

Удивительно, но этот уникальный фестиваль уже несколько лет живет сам по себе, только благодаря самим мастерам-энтузиастам.

Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.

Музей «Филимоновская игрушка»

Музей «Филимоновская игрушка» - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке.

Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.

В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Филимоновская игрушка и другие виды искусств

Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, например: Денисова Римма Васильевна о филимоновской игрушке (стихи)

Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Интерес к филимоновской игрушке подтверждает и проводимый каждый год фестиваль «Поляна».

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

13 июня 2014, 00:04

Филимо́новская игру́шка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет.

Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда.

Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.

У каждой игрушки - свое значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

"Курочка с петухом"

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие».

"Медведица с зеркалом"

"Признание"

"Солдат с курицей"

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц.

Современные мастера филимоновской игрушки черпают вдохновение не только в реальном животном мире, но и в мифическом - так, например, есть игрушки-Дракончики. Изготовлены они были к Году Дракона.

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине 19 века, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Позже мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

На первом этапе росписи игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи.

На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью, потому что линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

На третьем этапе накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Роспись ведётся между красными линиями.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму, поэтому производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла. Например, потомственная мастерица Марченкова Мария Николаевна, дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Карповой. Мария Николаевна с детства познала секреты лепки и росписи, помогая матери во всех процессах создания игрушки.

Немного работ Марии Николаевны Марченковой:

"Лиса с курицей"

"Медведь с зеркалом"

Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.

Картина Журова Е.П "Филионовские мастерицы" (1996 год). На картине - Евдокимова Елена Кузьиминична и Лукьянова Евдокия Ильинична.

Работа Лукьяновой Е.И "Наседка"

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

Николай Васьевич Денисов с 1984 более семи лет за счет своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвящал стихи:

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Автор статей по народному искусству На протяжении" многих лет организовывал персональные художественные выставки в поселке и проводит встречи с учащимися школ поселка и района как художник – живописец, игрушечник и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. На фото выше - кадры из музея-мастерской.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна. Многие мастера продолжают фактически семейное дело - например, Гончарова Анна Вячеславовна.

Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.). С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой, Орлова Елена Алексеевна, ради возрождения промысла переехала в 1984 году в Одоев.

Работа Орловой Е.А "Павлин"

Мастер Кехаиди Константин Николаевич переехал в Одоев в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. Обучает детей лепке и гончарному искусству.


С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». (на фото выше мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехаиди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже - пара работ Константина Кехаиди.

Елена Кехаиди лепит заготовку игрушки из глины.

Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.

"Чаепитие"

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла, а так же изделия других центров народного творчества.

Вообще все ремесло переехало из деревни Филимоново в Одоев. А в Филимоново дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали старейшую игрушку.

Экспозиция в музее.

"Собака кормит петуха"

"Дерево жизни"

"Парочка на кресле с собакой"

"Всадник на козле"

Тарелка настенная

"Карусель большая"

"Лягушка"

"Дама с самоваром"

Надеюсь, что не утомила!)

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.


Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от , все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото


Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?
Карточки.
слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.